Дополнительная общеразвивающая программа
«Адаптационный курс подготовки к школе»
Проводит занятия педагог дополнительного образования детей
Сидорова Татьяна Викторовна
Направленность программы «Адаптационный курс подготовки к школе»: социально-гуманитарная.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Объем освоения программы – 112 часов.
Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Направления программы:
-
создание условий для развития личности ребенка;
-
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-
развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
-
обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
-
Целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
-
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-
укрепление психического и физического здоровья;
-
положительную социализацию ребенка;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Программа «Адаптационный курс подготовки к школе» состоит из трех блоков:
Блок «Обучение грамоте. Развитие речи»,
Блок «Подготовка к письму. Развитие мелкой моторики»
Блок «Занимательная математика».
Адаптационные занятия организуются на базе дошкольного учреждения и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом.
Образовательными задачами программы являются:
-
Сформировать готовность к школьному обучению, обеспечить единый старт детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс и их успешной адаптации к школе.
-
Сформировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аналогию).
-
Сформировать умения звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
-
Научить выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
-
Развить графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму.
-
Формировать умения принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
-
Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
-
Развивать мотивацию к учению.
Рзвивающими задачами программы являются:
-
Развивать фонематический слух: способность дифференцировать звуки; развивать умения слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове, интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
-
Развивать элементарные математические представления.
-
Развивать образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности.
-
Развивать графические навыки и мелкую моторику.
Воспитательными задачами программы являются:
-
Формировать и развивать умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
-
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
-
Воспитывать ответственность, дисциплину, самоконтроль, коммуникативные навыки.
-
Формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Форма проведения занятия может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы занятия:
-
Игровая ситуация
-
Просматривание тематических презентаций (мультипликационных сюжетов)
-
Дидактическая игра
-
Проблемная ситуация
-
Рассматривание презентаций, иллюстраций, пооперационных карт, картографов
-
Конструирование (самостоятельная деятельность, работа в командах)
-
Исследовательская деятельность
-
Интегративная деятельность
Форма организации деятельности обучающихся на занятии:
-
Групповые (подгрупповые), включающие в себя совместные действия, общение, взаимопомощь в малых подгруппах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (подгруппы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав подгруппы может меняться в зависимости от цели деятельности).
-
Индивидуальные, организуется для работы с одаренными детьми, для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.