Дополнительная общеразвивающая программа
«Говорушки 3-4»
Проводит занятия
педагог дополнительного образования детей
Аденина Ольга Вячеславовна
|
|
Направленность программы «Говорушки 3-4»: социально-гуманитарная.
Вид деятельности – коррекционно-развивающий.
Возраст обучающихся: 3-4 года.
Цель программы: предупреждение и устранение возможных недостатков речи у детей младшего дошкольного возраста, осуществление комплексного подход при овладении новыми знаниями и умениями через систему увлекательных игр и упражнений, а также развитие речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Основная задача: создание оптимальных условий для успешной коррекции речи, развитие речевого развития у детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных игр, подготовка и формирование речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков, обогащение и активации словаря, развитие связной речи.
Информация о занятиях
Тема № 1: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
1. Хороводная игра:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, солнышко – дружок,
Здравствуй, носик – пятачок,
Здравствуйте, губки,
Здравствуйте, зубки,
Губками «почмокаем»,
Зубками «пощёлкаем»,
Руки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе
«Здравствуйте!» - сказали.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,
Б. Вдох носом – выдох ртом,
В. Вдох ртом – выдох носом,
Г. Вдох ртом – выдох ртом.
3. Учить детей выдувать воздух через коктейльную трубочку:
А. плавно,
Б. резко,
В. длительно.
4. Интерактивная игра «Мыльные пузыри».
Тема № 2: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,
Б. Вдох носом – выдох ртом,
В. Вдох ртом – выдох носом,
Г. Вдох ртом – выдох ртом.
3. Учить детей правильному речевому выходу: интерактивная игра «Туча уходи!»
4. Учить выполнять артикуляционные упражнения:
- «Надуем щечки»;
- «Пузырь сдулся»;
- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;
- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;
- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;
- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- «Почистим верхние зубки» - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.
- «Змейка» - узкий язык высунуть и убрать.
Тема № 3: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Учить детей выдувать воздух с помощью мыльных пузырей. Учимся делать:
- много мелких пузырей, выдувая быстро,
- один или несколько крупных, выдувая медленно.
4. Артикуляционные упражнения:
- «Надуем щечки»;
- «Пузырь сдулся»;
- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;
- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;
- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;
- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- «Почистим верхние зубки» - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.
- «Змейка» - узкий язык высунуть и убрать.
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
Тема № 4: Воздушные шарики
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию. Интерактивная игра «Шарики воздушные».
3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.
4. Дидактические (логопедические) игры:
«Большой – маленький»,
«Великан и гномик»,
«Скажи ласково».
Тема № 5: Музыкальные инструменты
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.
4. Игры с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия.
Тема № 6: Наши пальчики
1. Хороводная игра:
Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.
4. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры):
«Наши пальчики», «Капуста», «Осенние листья».
Тема № 7: Репка
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.
4. Игра – драматизация по сказке «Репка».
Тема № 8: Три медведя
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Учить выполнять артикуляционные упражнения:
- «Надуем щечки»;
- «Пузырь сдулся»;
- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;
- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;
- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;
- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- «Почистим верхние зубки» - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.
- «Горка». Рот открыт. Язык упереть в нижние зубы. Язык выгнуть.
- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
4. Игра – драматизация по сказке «Три медведя».
Тема № 9: Маша и медведь
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь».
Тема № 10: Зима
1. Хороводная игра
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Логоигры по теме «Зима»:
- загадки про признаки зимы,
- признаки зимы,
- составление ответов на вопросы по картинке «Зима».
Тема № 11: Зимние забавы
1. Хороводная игра
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Логоигры по теме «Зимние забавы»:
- загадки,
- словообразование,
- составление простых предложений.
Тема № 12: Ёлка
1. Хороводная игра
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Это – левая нога.
Это – правая нога.
Ушко левое у нас.
Ушко правое у нас.
А вот это левый глаз.
А вот это правый глаз.
- Ку – ку
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Логоигры по теме «Праздник»:
- загадки, потешки,
- пальчиковая гимнастика
- составление простых предложений по картине.
5. Развитие мелкой моторики:
ЁЛОЧКА.
Перед нами елочка: пальцы в замок, из больших пальцев верхушка.
Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены.
Шарики, фонарики. «Шарики» из пальцев, «фонарики» руками показать.
Зайчики и свечки. «Ушки», обе ладони сложены, пальцы сжаты.
Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и
указательный пальцы стоят на столе.
Тема № 13: Форма
1. Хороводная игра
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Дидактические игры по теме «Форма»:
- «Угадай форму»,
- «Волшебный мешочек»,
- «На что похоже?».
Тема № 14: Цвет
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 4. Дидактические игры по теме «Цвет, форма»:
- «Радуга»,
- «Четвертый лишний»,
- «Что бывает ... цвета».
Тема № 15: Размер
1. Хороводная игра
2. Учить детей правильному речевому дыханию.
3. Закреплять навык выполнения артикуляционных упражнений:
- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;
- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;
- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И, Ы;
- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- «Почистим верхние зубки» - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.
- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
- «Чашечка» - Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх
- «Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.
- «Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
4. Дидактические игры по теме «Цвет, форма, размер»:
- «Какой?»,
- «Четвертый лишний»,
- «Отгадай».
5. Учимся правильно проговаривать и согласовывать прилагательное и существительное.
Тема № 16: Овощи
1. Хороводная игра
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться…
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать.
Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко
И сжимают крепко-крепко.
Ручки мы поднимем: «Ох!»,
Сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево…
И в ладошки вместе: «Хлоп!»
Потянулись-потянулись…
И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 3. Логоигры по теме «Овощи»:
- загадки про овощи;
- «Узнай на ощупь»,
- «Скажи ласково»,
- «Чего не стало»,
- составление рассказа об овоще по плану:
1. Что это?
2. Какой формы?
3. Какого размера?
4. Что можно приготовить?
Тема № 17: Фрукты
1. Хороводная игра
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Фрукты»:
- загадки про фрукты;
- «Узнай на ощупь»,
- «Скажи ласково»,
- «Чего не стало»,
- составление рассказа про фрукты по плану:
1. Что это?
2. Какой формы?
3. Какой сок получится?
Тема № 18: Домашние птицы
1. Хороводная игра
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Домашние птицы»:
- загадки про домашних птиц,
- «Семейка»,
- «Скажи ласково»,
- «Один - много»,
- «Великан и гномик».
Тема № 19: Домашние животные
1. Хороводная игра
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Домашние животные»:
- загадки про животных;
- «Скажи ласково»,
- «Один - много»,
- «Великан и гномик».
Тема № 20: Дикие животные
1. Хороводная игра
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Дикие животные»:
- загадки про животных
- «Скажи ласково»,
- «Великан и гномик»,
- «Один - много».
Тема № 21: Животные жарких стран
1. Хороводная игра.
2. Учить детей правильному речевому дыханию и артикуляционным упражнениям:
- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;
- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;
- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;
- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
- «Почистим верхние зубки» - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.
- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.
- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
- «Чашечка» - Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх
- «Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.
- «Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
4. Логоигры по теме «Животные жарких стран»:
- загадки про животных,
- словообразование по теме «Животные»,
- учимся отвечать на вопросы полным предложением,
- составлять предложения (рассказ) по картине.
Тема № 22: Посуда
1. Хороводная игра
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Посуда»:
- «Скажи ласково»,
- «Один - много»,
- «Четвертый лишний»
- учимся отвечать на вопросы полным предложением.
Тема № 23: Одежда
1. Хороводная игра:
Вот – левая и правая, их только так зовут,
Подружки неразлучные всегда вдвоем идут.
Вот правая и левая вдвоем гулять пошли,
И вдруг ужасного зверька нашли!
Открыл он пасть и «р-р-р» на них!
Вот левая и правая домой рванули вмиг!
Но только позабыли, как их теперь зовут,
Где правая, где левая, не разобрать самим!
Смотрите: обе тут! Где правая? Где левая?
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Одежда»:
- Игра «Четыре сезона», учимся отвечать на вопросы полным предложением,
- «Скажи ласково»,
- «Один – много».
4. Пальчиковая гимнастика «Кукла Таня»:
Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье
И оденем куклу Катю.
Тема № 24: Обувь
1. Хороводная игра.
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Обувь»:
- «Право-лево»,
- «Скажи ласково»,
- «Найди одинаковые».
4. Игра драматизация по сказке «Чудо дерево».
Тема № 25: Весна
1. Хороводная игра.
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 3. Логоигры по теме «Весна»:
- загадки,
- признаки весны,
- учимся отвечать на вопросы полным предложением,
- «Бывает – не бывает».
Тема № 26: Дикие животные весной
1. Хороводная игра.
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Дикие животные»:
- загадки про животных,
- словообразование по теме «Животные»,
- учимся отвечать на вопросы полным предложением,
- составлять рассказ по картине.
Тема № 27: Птицы перелетные
1. Хороводная игра.
2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.
3. Логоигры по теме «Перелетные птицы»:
- знакомство с перелетными птицами,
- учимся составлять рассказ-описание про птичку: лебедь, ласточка.
- «Один - много»,
- «Скажи ласково».
Тема № 28: Итоговое мероприятие с детьми для родителей
1. Закрепление навыков речевого дыхания и артикулирования.
2. Закрепление навыков словообразования в логоиграх.
3. Развитие психических процессов.