Дополнительная общеразвивающая программа
«Говорушки 4-5»
Проводит занятия
педагог дополнительного образования детей
Аденина Ольга Вячеславовна
|
|
Направленность программы «Говорушки 4-5»: социально-гуманитарная.
Вид деятельности – коррекционно-развивающий.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, своевременное предупреждение и устранение возможных недостатков в речи детей, вовлечение их в активную речевую работу для наибольшей эффективности овладения новыми знаниями и умениями через систему увлекательных игр и упражнений.
Основная задача программы: создание оптимальных условий для успешной коррекции речи, подготовка и формирование речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования правильности связной речи.
Информация о занятиях
Тема № 1: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
1. Учить детей правильному речевому дыханию.
Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,
Б. Вдох носом – выдох ртом,
В. Вдох ртом – выдох носом,
Г. Вдох ртом – выдох ртом.
2. Учить детей выдувать воздух через коктейльную трубочку:
А. плавно,
Б. резко,
В. длительно.
3. Игра с водой «Ветерок», «Волна», «Ураган», «Кораблик», «Пузыри».
4. Учим детей артикуляционной гимнастике:
«Надуем щеки». Вдох носом, рот закрыт.
«Улыбка». Губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.
«Клоун веселый». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вверх.
«Клоун грустный». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вниз.
«У», «О», «А», «И», «Ы» - поем.
«Хоботок». Вытянуть вперед сомкнутые губы.
«Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет.
«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
Тема № 2: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики
1. Закреплять навык правильного речевого дыхания.
Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,
Б. Вдох носом – выдох ртом,
В. Вдох ртом – выдох носом,
Г. Вдох ртом – выдох ртом.
2. Учить детей:
- выдувать мыльные пузыри,
- удерживать предмет губами на счет (1-10) коктейльную трубочку,
бумажную салфетку.
3. Закреплять навык выдувать воздух через коктейльную
трубочку: игры с водой «Ветерок», «Волна», «Ураган», «Кораблик»,
«Пузыри».
4. Учить детей артикуляционной гимнастике:
«Пузырь лопнул». Надуть щеки и сдуть с резким звуком.
«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.
«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами.
«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.
«Покусаем язычок». Рот открыт, язык вынуть вперед, открывать и закрывать рот, прикусывая язык
«Почистим верхние зубки». Рот открыт, губы растянуты в улыбке, обнажают верхние зубы. Языком провести по верхним зубам.
«Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.
Тема № 3: Фрукты
1. Закреплять навык правильного речевого дыхания.
2. Учить детей артикуляционной гимнастике.
3. Учимся произносить звук «С».
Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».
4. Дидактические игры «Фрукты»:
- загадки / узнай по описанию,
- «Узнай на ощупь»,
- Четвертый лишний,
- «Чего не стало?»
Тема № 4: Овощи
1. Закреплять навык правильного речевого дыхания.
2. Закреплять навык дыхания - вдох носом, выдох ртом.
3. Учить детей артикуляционной гимнастике.
4. Закрепляем навык произнесения звука «С» в слогах.
СА-СО-СУ-СЫ АС-ОС-УС-ИС- ЫС
Артикуляционный уклад произнесения звука «С»:
Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».
5. Дидактические игры « Овощи»:
- загадки / узнай по описанию,
- Четвертый лишний,
- «Чего не стало?»
Тема № 5: Осень
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «С».
Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».
3. Игры со звуками по картинкам. «Найди слово» (слово, в названии которого есть звук «С»).
4. Дидактические игры по теме «Осень»
- загадки об осени,
- «Посмотри – назови». Учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов;
- «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.
Тема № 6: Наши пальчики
1. Учить детей артикуляционной гимнастике:
«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.
«Клоун веселый». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вверх.
«Клоун грустный». Опустить уголки губ вниз.
«Поем: У – О – А – И – Ы»
«Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.
«Почистить верхние зубки». Рот открыт. Провести языком между верхними губами и зубами.
«Качели». Рот открыт. Язык вынуть вперед, поднять вверх – к носу, вниз – к подбородку.
«Лошадка». Рот открыт. Губы «широкая улыбка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
«Чашечка». Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх (как вариант – накрыть верхнюю губу языком).
«Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.
2. Закреплять навык артикуляции произнесения звука «С».
3. Игры со звуками «Найди слово» (слово, в названии которого есть звук «С»).
4. Развитие мелкой моторики пальчиковые игры «Осенние листья», «Наши пальчики», «Капуста».
Тема № 7: Дикие животные
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «С».
3. Дидактические игры по теме «Дикие животные»:
- Загадки,
- «Скажи ласково»,
- «Назови детеныша»,
- «Узнай на ощупь»,
- «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.
Тема № 8: Домашние животные
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Формируем навык артикуляции произнесения звука «З».
Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».
3. Дидактические игры по теме «Домашние животные»:
- Загадки,
- «Скажи ласково»,
- «Назови детеныша»,
- «Узнай на ощупь»,
- «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.
Тема № 9: Зима
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «З».
Зубы сомкнуты. Губы – «Широкая улыбка». Язык – «Горка».
3. Произносим слоги: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-АЗ-УЗ-ИЗ-ОЗ
4. Дидактические игры «Зима»:
- загадки,
- «Посмотри – назови»: учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов,
- «Найди отличия»: учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.
Тема № 10: Зимующие птицы
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Формируем навык артикуляции произнесения звука «З» в словах.
3. Дидактические игры «Зимующие птицы»:
загадки,
«Узнай по описанию»,
«Один – много»,
«Скажи ласково»,
«Разрезная картинка».
Тема № 11: Зимние забавы
1. Учить детей артикуляционной гимнастике:
«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.
«Поем: У – О – А – И – Ы»
«Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.
«Почистить верхние зубки». Рот открыт. Провести языком между верхними губами и зубами.
«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к нижним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед.
«Качели». Рот открыт. Язык вынуть вперед, поднять вверх – к носу, вниз – к подбородку.
«Лошадка». Рот открыт. Губы «широкая улыбка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу и сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.
«Чашечка». Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх (как вариант – накрыть верхнюю губу языком).
«Индюк». Рот открыт. Языком выполнять движения вперед – назад по верхним зубам.
«Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.
Каждое упражнение делается 5 – 8 раз.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «З» в словах.
3. Работа по картине «Зимние забавы». Учить отвечать распространёнными предложениями по картине при помощи вопросов.
4. Дидактические игры:
«Найди 5 отличий»,
«Чего нет?».
5. Выучить стихотворение:
Я – веселый снеговик,
Жить на улице привык!
Если к вам зайду домой,
Сразу стану я водой.
Тема № 12: Новый год. Карнавал
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «Ш».
Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».
3. Работа по картине «Новый год»: учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов.
4. Логоигры: «Составь рассказ по серии картин», «Найди отличия».
Тема № 13: Игрушки
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «Ш».
Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».
3. Произнесение звуков «Ш» в слогах:
Ша – шу – ши – шо – ше; аш – уш – иш – еш – ош.
4. Загадки
5. Дидактические игры «Игрушки»:
«Один – много»,
«Скажи ласково»,
«Великан и гномик»,
«Узнай по описанию».
Тема № 14: Мой дом. Мебель.
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Формируем навык артикуляции произнесения звука «Ж».
Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».
3. Дидактическая игра «Собери дом»
4. Дидактические игры:
Игра «Посчитай»: один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.
Словарь: дверь, крыша, окно, крыльцо, улица, стол, кровать, зеркало, диван и т.д.
Игра «Назови ласково»: дом – домик, дверь – дверца, крыша – крышенька и т.д.
Игра «Какой, какая, какие?»: Дом (какой?) - деревянный, прочный, кирпичный, сказочный и т.д.
Тема № 15: Одежда
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «Ш», «Ж».
Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».
3. Произнесение звуков «Ш», «Ж» в слогах и слове: шуба, шапка, шарф, шорты, жилет, жакет.
4. Дидактические игры «Одежда»:
«Один – много»,
«Скажи ласково»,
«Узнай по описанию».
Тема № 16: Обувь
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звуков «Ш», «Ж».
Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».
3. Произнесение звуков «Ш», «Ж» в слове в любой позиции в слове.
4. Дидактические игры «Обувь»:
«Один – много»,
«Скажи ласково»,
«Великан и гномик».
Тема № 17: Транспорт
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Формируем навык произнесения и артикулирования звуков «Ш», «Ж» в словах.
3. Дидактические игры по теме «Транспорт»:
- «Назови одним словом»: Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход. (Водный транспорт.) Дельтаплан, самолет, вертолет. (Воздушный транспорт.) Машина, грузовик, трамвай. (Наземный транспорт.)
- «Великан и гномик»: У Великана – самолетище, а у Гномика – самолетик. У Великана – автобусище, а у Гномика … У Великана – грузовичище, а у Гномика … У Великана – пароходище, а у Гномика …
- Игра «Исправь ошибки»:
Пилот ловко управляет своим теплоходом. За штурвалом самолета профессиональный водитель. Машинист ведет грузовик на погрузку. Поезд приближается к станции, и капитан замедлил его ход.
Тема № 18: Профессии
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Формируем навык произнесения и артикулирования звука «Л».
Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».
3. Произнесение звука «Л» в слогах:
ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ, АЛ – ОЛ – ИЛ – УЛ – ЕЛ.
4. Дидактические игры по теме «Профессии»:
- Игра «Кому - что нужно для работы».
- Игра «Образуй новое слово»: Чинит часы – часовщик. Рубит дрова – дровосек. Работает на складе – кладовщик. Играет на гармони – гармонист. Сочиняет музыку – композитор. Сочиняет сказки – сказочник. Точит ножи и другие острые предметы – точильщик.
- Игра «Четвертый лишний»: Шофер – машина - пожарный - милиционер. Подметает – расчищает - убирает - варит. Отрезает – взвешивает – подстригает - упаковывает. Пилит – лечит – стругает - сверлит. Ножницы - расческа – шампунь - шприц. Градусник – шприц – медсестра - вата.
5. Выучить стихотворение:
Профессии разные есть,
Все сразу не перечесть: Ритмично сжимают-разжимают кулаки.
Доктор лечит людей,
Учитель учит детей,
Повар готовит обед,
Пожарных смелее нет, Поочередно загибают пальцы на правой руке на
Строитель построит нам дом: каждое название профессии.
Все дружно жить будем в нем. Сводят руки над головой – «крыша».
Стены покрасит маляр,
Сантехник починит кран,
Электрик включит нам свет,
Плотник постелет паркет, Поочередно загибают пальцы на левой руке.
А если ты хочешь все знать, Покачивают указательным пальцем.
Ученым тебе надо стать. Дотрагиваются указательным пальцем до лба.
Тема № 19: Посуда
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «Л».
Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».
3. Произнесение звука «Л» в слогах, проговаривание звука Л в слове
4. Дидактические игры по теме «Посуда»:
- Игра «Четвертый лишний»:
Чайник – стул – тарелка - кастрюля, Кастрюля – чайник – сковорода - макароны, Чай – чашка – блюдце - чайная ложка.
- Игра «Скажи наоборот»:
Эта ложка чистая, а эта - …(грязная). Вот тарелка глубокая, а вот - …(мелкая). Вот стакан широкий, а вот - …(узкий). Этот нож старый, а этот - …(новый). Эта сковорода тяжелая, а эта - …(легкая). Бокал хрупкий, а сковорода - …(прочная).
- Игра «Из чего какой?» Закончить предложения по образцу:
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая. Если вилка из алюминия, она … . Если горшочек из глины, он … . Если стакан из стекла, он .. . Если нож из стали, он … Если фужер из хрусталя, он … . Если тарелка из картона, она … . Если ложка из металла, она … . Если чашка из фарфора, она… .
Тема № 20: Мамин день
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения проговаривания звука Л в слове.
3. Работа по картине «Мамин праздник». Учить отвечать на вопросы полным ответом.
4. Дидактическая игра «Найди отличия».
Тема № 21: Домашние животные и птицы
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «Л» в словах по теме.
3. Дидактические игры «Домашние птицы»:
«Один – много»,
«Назови ласково»,
«Семейка»,
«Четвертый лишний».
Тема № 22: Животные жарких стран
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции и произнесения звуков «Ш», «Ж», «Л».
3. Дидактические игры «Животные жарких стран»:
«Один – много»,
«Назови ласково»,
«Семейка»,
«Четвертый лишний».
Тема № 23: Рыбы
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции и произнесения звука «ЛЬ».
Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».
3. Произнесение звука «ЛЬ» в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЕ – ЛИ - ЛЁ.
4. Дидактические игры «Рыбы»:
«Посчитай-ка»:
один карась - два карася- .., - пять карасей ….
одна скалярия – две скалярии - …, пять скалярий и т.д.
«Какое слово не подходит?»:
Рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное.
Кит, китовый, кот, китенок.
Дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий.
Море, морской, моряк, марка, приморский.
«Четвертый лишний»:
Скат, водоросли, акула, морской конек.
Собака, акула, кит, дельфин.
4. Учить стихотворение
Жил да был один налим, |
Складывают ладони, изображают, как плывет рыба. |
Два ерша дружили с ним. |
Поднимают ладони вверх. |
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки. |
Складывают кисти рук крест- накрест, машут ладонями. |
И учили их считать: |
Сжимают и разжимают кулаки. |
Раз, два, три, четыре, пять. |
Загибают поочередно пальцы, начиная с большого. |
Тема № 24: Весна
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции произнесения звука «ЛЬ».
Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».
3. Произнесение звука «ЛЬ» в слогах, проговаривание звука ЛЬ в слове.
4. Дидактические игры по теме «Весна»:
Загадки про времена года, весну, признаки весны,
«Признаки весны»,
«Какой, какая, какие?»,
«Чего не бывает весной».
5. Составление рассказа по картине «Весна, весна на улице…»:
- закрепляем навык формирования простого распространённого предложения,
- развиваем мыслительные операции основанные на причинно-
следственных связях,
- закрепляем навык воспроизведения сложноподчиненных предложений -
(ответ на вопрос - Почему?).
Тема № 25: Перелетные птицы
1. Учить детей артикуляционной гимнастике.
2. Закрепляем навык артикуляции и произнесения звуков «Ш», «Ж», «Л», «ЛЬ».
3. Дидактические игры «Перелетные птицы»:
«Один – много»,
«Назови ласково»,
«Четвертый лишний».
4. Выучить стихотворение:
Мы построили скворечню
Для веселого скворца, |
Постукивают кулаками друг о друга. |
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца. |
Сводят руки над головой – «скворечник». |
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том: |
Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. |
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки. |
Ритмично соединяют колечком каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно по 2 раза. |
Тема № 26: Насекомые
1. Закрепляем артикуляционную гимнастику.
2. Закрепляем навык артикуляции и произнесения звуков «Ш», «Ж», «Л», «ЛЬ».
3. Дидактические игры «Насекомые»:
«Назови ласково»: Муравей – муравьишка, комар – комарик, гусеница – гусеничка, пчела - .., жук - .., таракан - …и т.д.
Игра «Нелепицы» (Исправь предложения) : Муравей живет в улье. Бабочка стрекочет. Комар ловит птиц. Паук собирает нектар с цветов. Муха плетет паутину. Шмели строят муравейник.
Игра «Я, ты, мы, вы, они» (составь предложение): Я ловлю бабочку. Ты ловишь бабочку. Мы ловим бабочку. Вы ловите бабочку. Они ловят бабочку. Аналогично с предложениями: Я строю улей. Я охраняю муравейник.
Разрезная картинка.
Тема № 27: Человек
1. Закреплять навыки артикуляционной гимнастики.
2. Закрепляем навык артикуляции и произнесения звуков «Ш», «Ж» «Л», «ЛЬ».
3. Дидактические игры «Человек»:
«Один - много»: глаз – глаза, ухо – уши, рука – руки…
«Великан и гномик»: у великана ножища – у гномика ножка, у великана ротище – у гномика ротик, у великана носище – у гномика носик…
«Что для чего нужно»: нос – чтобы дышать, глаза - видеть, пальцы – держать, уши – слышать…
Тема № 28: Итоговое мероприятие с детьми для родителей
1. Закрепление навыков речевого дыхания и артикулирования.
2. Закрепление навыков словообразования в логоиграх.
3. Развитие психических процессов.