Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого

(отделение дошкольного образования детей)

Говорушки 3-4

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Говорушки 3-4»

 

 

 

Проводит занятия

педагог дополнительного образования детей

Аденина Ольга Вячеславовна

 

 

 

Направленность программы «Говорушки 3-4»: социально-гуманитарная.

Вид деятельности – коррекционно-развивающий.

Возраст обучающихся: 3-4 года.

                                                                                                                                      

Цель программы: предупреждение и устранение возможных недостатков речи у детей младшего дошкольного возраста, осуществление комплексного подход при овладении новыми знаниями и умениями  через систему увлекательных игр и упражнений, а также развитие речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

 

Основная задача: создание оптимальных условий для успешной коррекции  речи, развитие речевого развития у детей младшего дошкольного возраста посредством разнообразных игр, подготовка и формирование речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков, обогащение и активации словаря, развитие связной речи.

 

 

 Информация о занятиях

 

Тема № 1: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

 

1. Хороводная игра:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, солнышко – дружок,

Здравствуй, носик – пятачок,

Здравствуйте, губки,

Здравствуйте, зубки,

Губками «почмокаем»,

Зубками «пощёлкаем»,

Руки вверх подняли

И ими помахали.

А теперь все вместе

«Здравствуйте!» - сказали.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,

                           Б. Вдох носом – выдох ртом,

                           В. Вдох ртом – выдох носом,

                           Г. Вдох ртом – выдох ртом.

3. Учить детей выдувать воздух через коктейльную трубочку:

                                     А. плавно,

                                     Б. резко,

                                     В. длительно. 

4. Интерактивная игра «Мыльные пузыри».

 

Тема № 2: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,

                           Б. Вдох носом – выдох ртом,

                           В. Вдох ртом – выдох носом,

                           Г. Вдох ртом – выдох ртом.

3. Учить детей правильному речевому выходу: интерактивная игра «Туча уходи!»

4. Учить выполнять артикуляционные упражнения:

 - «Надуем щечки»;

- «Пузырь сдулся»;

- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;

- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;

- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;

- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

- «Почистим верхние зубки»  - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.

- «Змейка» - узкий язык высунуть и убрать.

 

Тема № 3: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Учить детей выдувать воздух с помощью мыльных пузырей. Учимся делать:

- много мелких пузырей, выдувая быстро,

- один или несколько крупных, выдувая медленно.

4. Артикуляционные упражнения:

 - «Надуем щечки»;

- «Пузырь сдулся»;

- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;

- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;

- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;

- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

- «Почистим верхние зубки»  - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.

- «Змейка» - узкий язык высунуть и убрать.

- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

 

Тема № 4: Воздушные шарики

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию. Интерактивная игра «Шарики воздушные».

3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.

4. Дидактические (логопедические) игры:

«Большой – маленький»,

«Великан и гномик»,

«Скажи ласково».

 

Тема № 5: Музыкальные инструменты

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.

4. Игры с музыкальными инструментами на развитие слухового восприятия.

 

Тема № 6: Наши пальчики

 

1. Хороводная игра:

Что за чудо-чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.  

4. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры):

 «Наши пальчики», «Капуста», «Осенние листья».

 

Тема № 7: Репка

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Учить выполнять артикуляционные упражнения.   

4. Игра – драматизация по сказке «Репка».

 

Тема № 8: Три медведя

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Учить выполнять артикуляционные упражнения:   

- «Надуем щечки»;

- «Пузырь сдулся»;

- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;

- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;

- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;

- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

- «Почистим верхние зубки»  - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.

- «Горка». Рот открыт. Язык упереть в нижние зубы. Язык выгнуть.

- «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к верхним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.                       

- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

4. Игра – драматизация по сказке «Три медведя».

 

Тема № 9: Маша и медведь

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь».

 

 

Тема № 10: Зима

 

1. Хороводная игра

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Логоигры   по теме «Зима»:

- загадки про признаки зимы,

- признаки зимы,

- составление ответов на вопросы по картинке «Зима».

 

 

Тема № 11: Зимние забавы

 

1. Хороводная игра

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Логоигры по теме «Зимние забавы»:

- загадки,

- словообразование,

- составление простых предложений.

 

Тема № 12: Ёлка

 

1. Хороводная игра

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз.

А вот это правый глаз.

- Ку – ку

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Логоигры по теме «Праздник»:

- загадки, потешки,

- пальчиковая гимнастика

- составление простых предложений по картине.

5. Развитие мелкой моторики:

ЁЛОЧКА.

Перед нами елочка:      пальцы в замок, из больших пальцев верхушка.

Шишечки, иголочки.    Кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики.      «Шарики» из пальцев, «фонарики» руками показать.

Зайчики и свечки.        «Ушки», обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки.       Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и

                                        указательный пальцы стоят на столе.

 

 

Тема № 13: Форма

 

1. Хороводная игра

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Дидактические игры по теме «Форма»:

- «Угадай форму»,

- «Волшебный мешочек»,

- «На что похоже?».

 

Тема № 14: Цвет

 

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 4. Дидактические игры по теме «Цвет, форма»:

-  «Радуга»,

- «Четвертый лишний»,

- «Что бывает  ...  цвета».

 

Тема № 15: Размер

 

1. Хороводная игра

2. Учить детей правильному речевому дыханию.

3. Закреплять навык выполнения артикуляционных упражнений:

- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;

- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;

- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И, Ы;

- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

- «Почистим верхние зубки»  - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.

- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.                       

- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

- «Чашечка» - Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх

- «Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.

- «Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

4. Дидактические игры  по теме «Цвет, форма, размер»:

- «Какой?»,

- «Четвертый лишний»,

- «Отгадай».

5. Учимся правильно проговаривать и согласовывать прилагательное  и существительное.

 

Тема № 16: Овощи

 

1. Хороводная игра

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо-влево…

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

Потянулись-потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений. 3. Логоигры   по  теме «Овощи»:

-  загадки про овощи;

- «Узнай на ощупь»,

-  «Скажи ласково»,

- «Чего не стало»,

- составление рассказа об овоще по плану:

1. Что это?

2. Какой формы?

3. Какого размера?

4. Что можно приготовить?

 

 

Тема № 17: Фрукты

 

1. Хороводная игра

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Фрукты»:

-  загадки про фрукты;

- «Узнай на ощупь»,

- «Скажи ласково»,

- «Чего не стало»,

- составление рассказа про фрукты по плану:

1. Что это?

2. Какой формы?

3. Какой сок получится?

 

Тема № 18: Домашние птицы

 

1. Хороводная игра

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Домашние птицы»:

-  загадки про домашних птиц,

- «Семейка»,

- «Скажи ласково»,

- «Один - много»,

- «Великан и гномик».

 

Тема № 19: Домашние животные

 

1. Хороводная игра

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Домашние животные»:

-  загадки про животных;

- «Скажи ласково»,

- «Один - много»,

- «Великан и гномик».

 

Тема № 20: Дикие животные

 

1. Хороводная игра

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Дикие животные»:

- загадки про животных

- «Скажи ласково»,

- «Великан и гномик»,

- «Один - много».

 

Тема № 21: Животные жарких стран

1. Хороводная игра.

2. Учить детей правильному речевому дыханию и артикуляционным упражнениям:

- «Широкая улыбка» - губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны;

- «Трубочка» - вытягивать губы вперед длинной трубочкой, если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами;

- «Давай споем» - длительное произнесение гласных У, О, А, И;

- «Покусаем язычок» - рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

- «Почистим верхние зубки»  - рот открыт, проводить языком по верхним зубами вправо-влево.

- «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта.                       

- «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

- «Качели» - напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

- «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.

- «Чашечка» - Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх

- «Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.

- «Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

4. Логоигры   по  теме «Животные жарких стран»:

-  загадки про животных,

-  словообразование по теме «Животные»,

-  учимся отвечать на вопросы полным предложением, 

-  составлять предложения (рассказ) по картине.

 

 

Тема № 22: Посуда

1. Хороводная игра

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Посуда»:

- «Скажи ласково»,

- «Один - много»,

- «Четвертый лишний»

-  учимся отвечать на вопросы полным предложением.

 

Тема № 23: Одежда

 

1. Хороводная игра:

Вот – левая и правая, их только так зовут,

Подружки неразлучные всегда вдвоем идут.

Вот правая и левая вдвоем гулять пошли,

И вдруг ужасного зверька нашли!

Открыл он пасть и «р-р-р» на них!

Вот левая и правая домой рванули вмиг!

Но только позабыли, как их теперь зовут,

Где правая, где левая, не разобрать самим!

Смотрите: обе тут! Где правая? Где левая?

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и  артикуляционных упражнений.

3. Логоигры  по  теме «Одежда»:

-  Игра «Четыре сезона»,  учимся отвечать на вопросы полным предложением, 

- «Скажи ласково»,

- «Один – много».

4. Пальчиковая  гимнастика «Кукла Таня»:

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье

И оденем куклу Катю.

 

Тема № 24: Обувь

 

1. Хороводная игра.

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Обувь»:

- «Право-лево»,

- «Скажи ласково»,

- «Найди одинаковые».

4. Игра драматизация по сказке «Чудо дерево».

 

Тема № 25: Весна

 

1. Хороводная игра.

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 3. Логоигры   по  теме «Весна»:

- загадки,

- признаки весны,

-  учимся отвечать на вопросы полным предложением, 

- «Бывает – не бывает».

 

Тема № 26: Дикие животные весной

 

1. Хороводная игра.

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений.

3. Логоигры   по  теме «Дикие животные»:

-  загадки про животных,

-  словообразование по теме «Животные»,

-  учимся отвечать на вопросы полным предложением, 

-  составлять рассказ по картине.

 

Тема № 27: Птицы перелетные

1. Хороводная игра.

2. Закрепляем навык выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений. 

3. Логоигры   по  теме «Перелетные птицы»:

- знакомство с перелетными птицами,

-  учимся составлять рассказ-описание про птичку: лебедь, ласточка.

- «Один - много»,

- «Скажи ласково».

 

Тема № 28: Итоговое мероприятие с детьми для родителей

 

1. Закрепление навыков речевого дыхания и артикулирования.

2. Закрепление навыков словообразования в логоиграх.

3. Развитие психических процессов.

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения