Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого

(отделение дошкольного образования детей)

Говорушки 4-5

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Говорушки 4-5»

 

 

 

Проводит занятия

педагог дополнительного образования детей

Аденина Ольга Вячеславовна

 

 

Направленность программы «Говорушки 4-5»: социально-гуманитарная.

Вид деятельности – коррекционно-развивающий.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

 

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей, своевременное предупреждение  и устранение возможных недостатков в речи детей, вовлечение их в активную речевую работу для наибольшей эффективности овладения новыми знаниями и умениями  через систему увлекательных игр и упражнений.

Основная задача программы: создание оптимальных условий для успешной коррекции  речи,  подготовка и формирование речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования правильности связной речи.

 

Информация о занятиях

 

Тема № 1: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

 

1. Учить детей правильному речевому дыханию.

Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,

                           Б. Вдох носом – выдох ртом,

                           В. Вдох ртом – выдох носом,

                           Г. Вдох ртом – выдох ртом.

2. Учить детей выдувать воздух через коктейльную трубочку:

                                     А. плавно,

                                     Б. резко,

                                     В. длительно. 

3. Игра с водой «Ветерок», «Волна», «Ураган», «Кораблик», «Пузыри».

4. Учим детей артикуляционной гимнастике:

«Надуем щеки». Вдох носом, рот закрыт.

«Улыбка». Губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.

«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.

«Клоун веселый». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вверх.

«Клоун грустный». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вниз.

«У», «О», «А», «И», «Ы» - поем.

«Хоботок». Вытянуть вперед сомкнутые губы.

«Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

 

Тема № 2: развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики

 

1.       Закреплять навык правильного речевого дыхания.

Виды дыхания: А. Вдох носом – выдох носом,

                           Б. Вдох носом – выдох ртом,

                           В. Вдох ртом – выдох носом,

                           Г. Вдох ртом – выдох ртом.

    2. Учить детей:

       - выдувать мыльные пузыри,

       - удерживать предмет губами на счет (1-10) коктейльную трубочку,

       бумажную салфетку.

    3. Закреплять навык выдувать воздух через коктейльную

        трубочку: игры с водой «Ветерок», «Волна», «Ураган», «Кораблик»,

        «Пузыри».

   4. Учить детей артикуляционной гимнастике:

«Пузырь лопнул». Надуть щеки и сдуть с резким звуком.

«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.

 «Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Если ребенку трудно вытянуть губы вперед, предложите ему дотронуться губами до чего-нибудь вкусного и взять это губами.

«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.

«Покусаем язычок». Рот открыт, язык вынуть вперед, открывать и закрывать рот, прикусывая язык

«Почистим верхние зубки». Рот открыт, губы растянуты в улыбке, обнажают верхние зубы. Языком провести по верхним зубам.

 «Часики». Узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет.

 «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком.

 

Тема № 3: Фрукты

 

1. Закреплять навык правильного речевого дыхания.

2. Учить детей артикуляционной гимнастике.

3.  Учимся произносить звук «С».

     Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».

4.  Дидактические игры «Фрукты»:

     - загадки / узнай по описанию,

     - «Узнай на ощупь»,

     - Четвертый лишний,

     - «Чего не стало?»

 

Тема № 4: Овощи

 

1.              Закреплять навык правильного речевого дыхания.

2. Закреплять навык дыхания - вдох носом, выдох ртом.

3. Учить детей артикуляционной гимнастике.

4.  Закрепляем навык произнесения звука «С» в слогах.

                      СА-СО-СУ-СЫ          АС-ОС-УС-ИС- ЫС

     Артикуляционный уклад произнесения звука «С»:

     Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».

5.  Дидактические игры « Овощи»:

     - загадки / узнай по описанию,

     - Четвертый лишний,

     - «Чего не стало?»

 

 

Тема № 5: Осень

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции произнесения  звука «С».

     Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».

3. Игры со звуками по картинкам. «Найди слово» (слово,  в названии которого есть звук «С»).

4.  Дидактические игры по теме «Осень»

    - загадки об осени,

    - «Посмотри – назови». Учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов;

    -  «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.  

  

Тема № 6: Наши пальчики

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике:

«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.

«Клоун веселый». Губы растянуты в «широкой улыбке», уголки губ вверх.

«Клоун грустный». Опустить уголки губ вниз.

«Поем: У – О – А – И – Ы»

«Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.

«Почистить верхние зубки». Рот открыт. Провести языком между верхними губами и зубами.

«Качели». Рот открыт. Язык вынуть вперед, поднять вверх – к носу, вниз – к подбородку.

 «Лошадка». Рот открыт. Губы «широкая улыбка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

 «Чашечка». Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх (как вариант – накрыть верхнюю губу языком).

«Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.

2.  Закреплять навык артикуляции произнесения  звука «С».

3. Игры со звуками «Найди слово» (слово,  в названии которого есть звук «С»).

4. Развитие мелкой моторики пальчиковые игры «Осенние листья», «Наши пальчики», «Капуста».

 

Тема № 7: Дикие животные

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции произнесения  звука «С».

3.  Дидактические игры по теме «Дикие животные»:

    - Загадки,

    - «Скажи ласково»,

    - «Назови детеныша»,

    - «Узнай на ощупь»,

    -  «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.  

 

Тема № 8: Домашние животные

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Формируем навык артикуляции произнесения  звука «З».

     Зубы сомкнуты. Губы – широкая улыбка. Язык – «Горка».

3.  Дидактические игры по теме «Домашние  животные»:

    - Загадки,

    - «Скажи ласково»,

    - «Назови детеныша»,

    - «Узнай на ощупь»,

    -  «Найди отличия». Учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.  

 

Тема № 9: Зима

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции произнесения  звука «З».                                                                                                                    

     Зубы сомкнуты. Губы – «Широкая улыбка». Язык – «Горка».

3. Произносим слоги: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-АЗ-УЗ-ИЗ-ОЗ

4.  Дидактические игры «Зима»:

    - загадки,

    - «Посмотри – назови»: учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов,

    -  «Найди отличия»: учить анализировать, находить отличия, отвечать предложением.  

 

Тема № 10: Зимующие птицы

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Формируем  навык артикуляции произнесения  звука «З» в словах.

3.  Дидактические игры «Зимующие птицы»:

 загадки,

«Узнай по описанию»,

«Один – много»,

«Скажи  ласково»,

«Разрезная картинка».

 

Тема № 11: Зимние забавы

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике:

«Широкая улыбка». Губы растянуты в улыбке так, чтоб видны были верхние и нижние зубы.

«Поем: У – О – А – И – Ы»

«Покусаем язычок». Рот открыт, кончик языка между зубами, открывать и закрывать рот, прикусывая кончик языка.

«Почистить верхние зубки». Рот открыт. Провести языком между верхними губами и зубами.

«Горка». Рот открыт. Язык упирается в нижние зубы, выгибается.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, а боковые края прижаты к нижним зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед.

«Качели». Рот открыт. Язык вынуть вперед, поднять вверх – к носу, вниз – к подбородку.

«Лошадка». Рот открыт. Губы «широкая улыбка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу и сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.

«Чашечка». Рот открыт. Высунуть широкий язык. Края языка поднять вверх (как вариант – накрыть верхнюю губу языком).

 «Индюк». Рот открыт. Языком выполнять движения вперед – назад по верхним зубам.

«Парус». Рот открыт. Язык поднять и удержать внутри рта на верхних зубах.

Каждое упражнение делается 5 – 8 раз.

2. Закрепляем навык артикуляции произнесения  звука «З» в словах.          

3.  Работа по картине «Зимние забавы». Учить отвечать распространёнными предложениями по картине при помощи вопросов.

4. Дидактические игры:

«Найди 5 отличий»,

«Чего нет?».

5. Выучить стихотворение:

Я – веселый снеговик,
Жить на улице привык!
Если к вам зайду домой,
Сразу стану я водой.

 

Тема № 12: Новый год. Карнавал

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звука «Ш».

     Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».

3.  Работа по картине «Новый год»:  учить составлять распространённые предложения по картинке при помощи вопросов.

4.  Логоигры:  «Составь рассказ по серии картин», «Найди отличия».

 

 

Тема № 13: Игрушки

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звука «Ш».

     Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».

3. Произнесение звуков «Ш» в слогах:

    Ша – шу – ши – шо – ше;  аш – уш – иш – еш – ош.

4.  Загадки

5. Дидактические игры «Игрушки»:

«Один – много»,

 «Скажи ласково»,

 «Великан и гномик»,

«Узнай по описанию».

 

Тема № 14: Мой дом. Мебель.

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Формируем  навык артикуляции произнесения  звука «Ж».

     Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».

     3.  Дидактическая игра «Собери дом»

4.  Дидактические игры:

Игра «Посчитай»: один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов.

Словарь: дверь, крыша, окно, крыльцо, улица, стол, кровать, зеркало, диван и т.д.

Игра «Назови ласково»: дом – домик, дверь – дверца, крыша – крышенька и т.д.

Игра «Какой, какая, какие?»: Дом (какой?)  -  деревянный, прочный, кирпичный, сказочный и т.д.

 

 

Тема № 15: Одежда

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звука «Ш», «Ж».

     Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».

3. Произнесение звуков «Ш», «Ж» в слогах и слове: шуба, шапка, шарф, шорты, жилет, жакет.

4.  Дидактические игры «Одежда»:

«Один – много»,

«Скажи ласково»,

«Узнай по описанию».

 

Тема № 16: Обувь

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звуков «Ш», «Ж».

     Губы – вытянуты вперед. Язык – «Чашечка».

3. Произнесение звуков «Ш», «Ж» в слове в любой позиции в слове.

4.  Дидактические игры «Обувь»:

«Один – много»,

«Скажи ласково»,

«Великан и гномик».

 

Тема № 17: Транспорт

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2. Формируем навык произнесения и артикулирования звуков «Ш», «Ж» в словах.

3.  Дидактические игры по теме «Транспорт»:

- «Назови одним словом»: Лодка, корабль, яхта, теплоход, пароход. (Водный транспорт.) Дельтаплан, самолет,  вертолет. (Воздушный транспорт.)  Машина, грузовик, трамвай. (Наземный транспорт.)

 - «Великан и гномик»:  У Великана – самолетище, а у Гномика – самолетик. У Великана – автобусище, а у Гномика    У Великана – грузовичище, а у Гномика … У Великана – пароходище, а у Гномика …

- Игра «Исправь ошибки»:

Пилот ловко управляет своим теплоходом. За штурвалом самолета профессиональный водитель. Машинист ведет грузовик на погрузку. Поезд приближается к станции, и капитан замедлил его ход.

 

Тема № 18: Профессии

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2. Формируем навык произнесения и артикулирования  звука «Л».

      Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».

3. Произнесение звука «Л» в слогах:

    ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЫ,    АЛ – ОЛ – ИЛ – УЛ – ЕЛ.

 4. Дидактические игры по теме «Профессии»:

- Игра «Кому - что нужно для работы».

 - Игра «Образуй новое слово»:  Чинит часы – часовщик. Рубит дрова – дровосек. Работает на складе – кладовщик. Играет на гармони – гармонист. Сочиняет музыку – композитор. Сочиняет сказки – сказочник. Точит ножи и другие острые предметы – точильщик.

- Игра «Четвертый лишний»: Шофер – машина - пожарный - милиционер. Подметает – расчищает - убирает - варит. Отрезает – взвешивает – подстригает - упаковывает. Пилит – лечит – стругает - сверлит. Ножницы - расческа – шампунь - шприц. Градусник – шприц – медсестра - вата.

5. Выучить стихотворение:

                   

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:                                Ритмично сжимают-разжимают кулаки.

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,                         Поочередно загибают пальцы на правой руке на

Строитель построит нам дом:                     каждое название профессии.

Все дружно жить будем в нем.                  Сводят руки над головой – «крыша».

Стены покрасит маляр,

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,                           Поочередно загибают пальцы на левой руке.

А если ты хочешь все знать,                       Покачивают указательным пальцем.

Ученым тебе надо стать.                             Дотрагиваются указательным пальцем до лба.

 

 

Тема № 19: Посуда

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звука «Л».

      Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».

3. Произнесение звука «Л» в слогах, проговаривание звука Л в слове

4.  Дидактические игры по теме «Посуда»:

- Игра «Четвертый лишний»:

Чайник – стул – тарелка - кастрюля, Кастрюля – чайник – сковорода - макароны, Чай – чашка – блюдце - чайная ложка.

- Игра «Скажи наоборот»:

Эта ложка чистая, а эта - …(грязная). Вот тарелка глубокая, а вот - …(мелкая). Вот стакан широкий, а вот - …(узкий). Этот нож старый, а этот - …(новый). Эта сковорода тяжелая, а эта - …(легкая). Бокал хрупкий, а сковорода - …(прочная).

- Игра «Из чего какой?» Закончить предложения по образцу:

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая. Если вилка из алюминия, она … . Если горшочек из глины, он … . Если стакан из стекла, он .. . Если нож из стали, он …  Если фужер из хрусталя, он … . Если тарелка из картона, она … . Если ложка из металла, она … . Если чашка из фарфора, она… .

 

 

Тема № 20: Мамин день

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции произнесения проговаривания звука Л в слове.

3.  Работа по картине «Мамин праздник». Учить отвечать на вопросы  полным ответом.

4. Дидактическая  игра «Найди отличия».

 

Тема № 21: Домашние животные и птицы

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции произнесения  звука «Л» в словах по теме.

3.  Дидактические игры «Домашние птицы»:

 «Один – много», 

«Назови  ласково», 

«Семейка»,

 «Четвертый лишний».

 

Тема № 22: Животные жарких стран

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции и произнесения  звуков «Ш», «Ж», «Л».

3.  Дидактические игры «Животные жарких стран»:

 «Один – много», 

«Назови  ласково», 

«Семейка»,

«Четвертый лишний».

 

Тема № 23: Рыбы

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции и произнесения  звука «ЛЬ».     

Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».

3. Произнесение звука «ЛЬ» в слогах:  ЛЯ – ЛЮ – ЛЕ – ЛИ - ЛЁ.

4.  Дидактические игры  «Рыбы»:

«Посчитай-ка»:

     один карась -  два карася- .., - пять карасей ….

    одна скалярия – две скалярии - …, пять скалярий и т.д.

«Какое слово не подходит?»:

     Рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное.

     Кит, китовый, кот, китенок.

    Дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий.

    Море, морской, моряк, марка, приморский. 

«Четвертый лишний»:

    Скат, водоросли, акула, морской конек.

    Собака, акула, кит, дельфин.

4. Учить стихотворение

Жил да был один налим,

Складывают ладони, изображают, как плывет рыба.

Два ерша дружили с ним.

Поднимают ладони вверх.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

Складывают кисти рук крест- накрест, машут ладонями.

И учили их считать:

Сжимают и разжимают кулаки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают поочередно пальцы, начиная с большого.

 

 

Тема № 24: Весна

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2. Закрепляем  навык артикуляции произнесения  звука «ЛЬ».

      Рот – открыт. Губы – широкая улыбка. Язык – «Парус».

3. Произнесение звука «ЛЬ» в слогах, проговаривание звука ЛЬ в слове.

4. Дидактические игры по теме «Весна»:

 Загадки про времена года, весну, признаки весны,

 «Признаки весны»,

«Какой, какая, какие?»,

«Чего не бывает весной».

5. Составление рассказа по картине «Весна, весна на улице…»:

    - закрепляем навык формирования простого распространённого предложения,

    - развиваем мыслительные операции основанные на причинно-

      следственных связях,

    - закрепляем навык воспроизведения сложноподчиненных  предложений -

      (ответ на вопрос -  Почему?).

 

 

Тема № 25: Перелетные  птицы

 

1. Учить детей артикуляционной гимнастике.

2.  Закрепляем навык артикуляции и произнесения  звуков «Ш», «Ж», «Л», «ЛЬ».

3.  Дидактические игры «Перелетные птицы»:

«Один – много», 

«Назови  ласково»,

«Четвертый лишний».

4. Выучить стихотворение:

 

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Постукивают кулаками друг о друга.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Сводят руки над головой – «скворечник».

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Ритмично соединяют колечком каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно по 2 раза.

 

 

 

Тема № 26: Насекомые

 

1. Закрепляем артикуляционную гимнастику.

2.  Закрепляем навык артикуляции и произнесения  звуков «Ш», «Ж», «Л», «ЛЬ».

3.  Дидактические игры «Насекомые»:

«Назови ласково»: Муравей – муравьишка, комар – комарик, гусеница – гусеничка, пчела - .., жук - .., таракан - …и т.д.

Игра «Нелепицы» (Исправь предложения) : Муравей живет в улье. Бабочка стрекочет. Комар ловит птиц. Паук собирает нектар с цветов. Муха плетет паутину. Шмели строят муравейник.

Игра «Я, ты, мы, вы, они» (составь предложение): Я ловлю бабочку. Ты ловишь бабочку. Мы ловим бабочку. Вы ловите бабочку. Они ловят бабочку. Аналогично с предложениями: Я строю улей. Я охраняю муравейник.

Разрезная картинка.

 

Тема № 27: Человек

 

1. Закреплять навыки артикуляционной гимнастики.

2.  Закрепляем навык артикуляции и произнесения  звуков «Ш», «Ж» «Л», «ЛЬ». 

3.  Дидактические игры  «Человек»:

«Один - много»: глаз – глаза, ухо – уши, рука – руки…

«Великан и гномик»: у великана ножища – у гномика ножка, у великана ротище – у гномика ротик, у великана носище – у гномика носик…

«Что для чего нужно»: нос – чтобы дышать, глаза -  видеть, пальцы – держать, уши – слышать…

 

 Тема № 28: Итоговое мероприятие с детьми для родителей

 

1. Закрепление навыков речевого дыхания и артикулирования.

2. Закрепление навыков словообразования в логоиграх.

3. Развитие психических процессов.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения